Как правильно анализировать конкурентов в соцсетях?

Что нам даст анализ конкурентов?

 Во-первых, мы узнаем какой выбор предложений существует для клиентов, насколько он большой и разнообразный.

 Во-вторых, посмотрев на преимущества и недостатки конкурентов, легко найти свои отличия и правильно дифференцироваться.

 В третьих никто не отменял усовершенствование чужой идеи. 

 Поиск конкурентов.

Все конкуренты делятся на 2 категории:

- Прямые. Это те, кто продает то же , что и вы. Например, вы продаете шоколад. Прямые конкуренты так же продают шоколад.

- Косвенные. Тут напротив, ваши конкуренты предлагают клиенту альтернативу. Вы продаете шоколад, они предлагают полезные батончики из каких-нибудь злаков, разумеется без сахара,ГМО и прочие атрибуты ассоциации здоровой еды.

Таким образом, конкуренты будут в любом случае, каким бы уникальным не был ваш продукт.

Где искать?

-  Опросы клиентов;

- Интернет;

Отраслевые рейтинги;

- Соцсети.

Соцсети особенно актуальны для малого бизнеса, которому бюджет не всегда позволяет содержать собственный сайт и он ограничивается группами в социалках.

Как искать конкурентов в соцсетях?

Вбиваете в поиск ключевые слова. Например, портреты по фото.

Большой недостаток метода — если в названии сообщества конкурента не указан вид деятельности или город, вы его упустите. Найти эти компании можно с помощью парсера по ключевым словам.

1. Соберите ключевые слова, релевантные вашему бизнесу. Например, портреты на заказ Новосибирск, портреты по фото Новосибирск.

2. Загрузите их в любой парсер для ВКонтакте, в раздел «Новости». Например, в TargetHunter функция доступна бесплатно.
Инструмент найдет все записи с нужными фразами и сообщества, где они опубликованы.

Выберете для анализа 1-3 главных конкурентов и 3-7 обычных.

Как анализировать?

Определить критерии оценки конкурентов в социальных сетях. Критерии бывают количественные (то есть, измеримые) и качественные.

Три блока оценки конкурентов в социальных сетях:

Анализ контента и ведения сообщества

  • Регулярность публикации постов.
  • Темы постов.
  • Тональность коммуникации.
  • Иллюстрации и фотографии (качество, уникальность).
  • Работа с контентом от подписчиков.
  • Конкурсы и другие активации.


Анализ продвижения

  • Таргетированная реклама.
  • Посевы в тематических сообществах.
  • Работа с блогерами.
  • Вирусные публикации.


Анализ коммуникации

  • Общение в личных сообщениях сообщества.
  • Общение в комментариях.
  • Скорость ответа.
  • Тональность коммуникации.

Подготовьте табличку, куда внесете данные анализа конкурентов для сравнения.

Анализ контента конкурентов

На этом этапе анализируем темы постов, тональность коммуникации, отработку инфоповодов, частоту постинга и качество контента. 

Темы, рубрики и «голос» бренда определяем при  изучении материалов.

С количественными  показателями подготовьте инструмент для анализа контента сообщества.

Найдите в Popsters.ru нужную страницу и определите временной диапазон. 

В выгрузке вы увидите:

  • ERpost.
  • ERday.
  • Количество постов.

Разделите количество публикаций на количество дней, за которые проводился анализ — так вы поймете частоту постинга.
Количество лайков и комментариев покажет активность в сообществе.

Popsters найдет самые популярные посты — по количеству лайков, комментариев или по коэффициенту вовлечения. Эти данные помогут понять, какие темы работают у конкурента лучше всего, для разработки вашей SMM-стратегии.

Анализ сайтов и трафика конкурентов

Узнайте, насколько активно конкуренты используют соцсети для получения трафика на сайт. Используйте для этого SimilarWeb. Инструмент определит источники переходов на сайт, в том числе и поисковые системы.

Анализ рекламы конкурентов

Подсмотрите объявления таргетированной рекламы конкурентов:

В Facebook зайдите на страницу компании, найдите в левом меню пункт «Информация и реклама». Вы увидите все рекламные посты и Instagram Stories, запущенные от имени этой страницы.

Проверьте все каналы коммуникации конкурента в соцсетях:

  • Чат-боты и личные сообщения.
  • Ответы в комментариях.
  • Ответы в «Обсуждениях» ВКонтакте (если они включены).
  • Ответы на упоминания бренда вне его собственных страниц (например, в личных аккаунтах пользователей).

Анализ тональности коммуникации

Это определение стиля общения компании, язык бренда. Чтобы оценить тональность коммуникации конкурента, используйте следующие критерии:

  1. Обращение к пользователю на "Ты" или на "Вы"?
  2. Бренд говорит с клиентом как родитель (учит, предостерегает), как взрослый (на равных, с юмором) или как ребенок (инфантильно, заигрывающе)?
  3. Используется ли юмор? На какие темы шутит бренд?
  4. Одинаково ли бренд общается на разных площадках или коммуникация в разных соцсетях различается?


После сбора материалов заполните таблицу . Выделите сильные и слабые стороны конкурентов – например, составьте простой SWOT-анализ. Так же подумайте над тем, что вы можете перенять у конкурента, или усовершенствовать из его идей.